Рекомендации родителям для успешной адаптации ребёнка к школе
- Помогайте ребенку снять психологическое и физическое напряжение после школы. Сохраняйте с ребенком телесный контакт, обеспечивайте поддержку.
- Не заставляйте выполнять домашнее задание сразу после возвращения из школы. Дайте ребенку время отдохнуть. А при выполнении домашней работы делайте перерывы через каждые 15 минут интенсивной работы.
- Не делайте за ребенка часть обязанностей в надежде, что он привыкнет к школе, и потом будет делать все сам. Нужно четко показать ребенку, что входит в круг его обязанностей и добиться их выполнения.
- Не требуйте, чтобы ребенок забыл об играх, друзьях, прогулках. Такое насилие не ускорит взросление, но вполне может спровоцировать нервные срывы, отвращение к школе и занятиям. Нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться.
- Терпеливо ждите успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
- Не сравнивайте посредственные результаты ребенка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному. Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
- Проявляйте внимание к ребенку: больше наблюдайте, меньше воспитывайте, морально и эмоционально поддерживайте. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
- Дайте возможность ребенку развернуть деятельность воображения в творческой деятельности (рисовании, конструировании, лепке). В этой деятельности обеспечьте сразу внимание, эмоциональную поддержку, успех.
- Подчеркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогая тем самым обрести веру в себя.